Когда оживает сказка

0
209
Сцена театра «Астана Опера» на два дня – 20 и 21 июня – превратилась в волшебное королевство. Премьера бессмертного балета «Спящая красавица» П. Чайковского была представлена в новой хореографической редакции художественного руководителя балетной труппы театра Народной артистки России Алтынай Асылмуратовой. Постановка, вошедшая в афишу Международного музыкального фестиваля «Опералия» при поддержке Министерства культуры и информации РК,
стала настоящим событием.

С первых тактов увертюры под управлением дирижера-постановщика Армана Уразгалиева стало ясно: оркестр «Астана Опера» бережно и точно воссоздает романтическую палитру П. Чайковского. В этой партитуре каждая музыкальная фраза
продумана. Известно, что еще М. Петипа передал композитору подробный план будущего балета, определив ритм, форму и характер каждого номера. Скепсис хореографа по отношению к «симфоническому» П. Чайковскому развеялся, когда родилась музыка, которую сегодня называют душой этого балета. П. Чайковский был настолько доволен результатом, что посвятил партитуру М. Петипа акт творческого признания и художественного уважения.

Алтынай Асылмуратова, воспитанница ленинградской балетной школы, пронесла традицию через годы, привнеся в постановку сценическую память о редакции Константина Сергеева, дух Мариуса Петипа и тонкую эмоциональность времени. Вместе с
ассистентами Константином Заклинским и Еленой Шерстневой она создала спектакль, в котором точно выстроена классическая линия, но чувствуется и дыхание сегодняшнего дня. Высокая планка исполнения, заданная сложнейшими партиями, стала лакмусовой бумажкой уровня труппы, и балетный коллектив «Астана Опера» эту планку уверенно удержал.

Вечер 20 июня ознаменовался выступлением примы театра Заслуженного деятеля Казахстана Мадины Унербаевой в роли Авроры. В ее исполнении юная принцесса предстает не капризной героиней сказки, а внутренне зрелой, сильной духом натурой. Партнер М. Унербаевой – премьер Заслуженный деятель Казахстана Бактияр Адамжан – был благороден в манере и тонок в пластике. Его Принц Дезире не выглядел героем-спасителем, скорее он был мечтой, воплощением высокой духовной силы, приходящей в
застывший мир сна.
21 июня в главных партиях блистали Шугыла Адепхан и Заслуженный деятель КазахстанаЕркин Рахматуллаев. Дуэт вдохновлял своей искренностью и энергетикой, сквозь их академическую точность проступал свет живого чувства. Эта пара привнесла в балет
ощущение движения времени, словно за прозрачной тканью классики вдруг появился ритм новой жизни. Отдельной страницей балета стали костюмы и сценография. Франка Скуарчапино, художник по костюмам и лауреат премии «Оскар», создала настоящий шедевр, ее наряды стали полноценным героем спектакля.
Роскошные ткани, золото и серебро, отделка драгоценными камнями, тончайшая стилизация – все это воссоздало атмосферу эпохи
Людовиков и Генрихов, где каждый персонаж будто сошел с картины эпохи. Декорации Риккардо Массирони, выполненные по эскизам гениального Эцио Фриджерио, усилили это ощущение: массивные шпили, резные балдахины, тяжелые драпировки создавали пространство между сном и реальностью. Световая партитура Якопо Пантани превратила эти декорации в живые картины: лучи пробивались сквозь полумрак, играли на шелке, оживляя холодное великолепие архитектуры.

Фея Сирени в исполнении Софии Адильхановой и Амины Кисембаевой стала подлинной хранительницей балетного мастерства: их образ мягкий, но, несомненно, властный, просветленный. Антагонистом ей стала фея Карабос: в исполнении Газизы
Молдахметовой (20 июня) и Куата Карибаева (21 июня) образ обретал трагическую глубину, лишенную гротеска, но пронизанную чувством неизбежности, словно Карабос не злодейка, а вынужденный носитель судьбы, артисты были очень убедительные в своем
амплуа.

Сцену украсили и сказочные персонажи, среди которых особенно выделился образ Голубой птицы, технически сложный и блистательно созданный Акбаром Иминовым и Эркином Базарбаевым. Их исполнение было точным до миллиметра, легким, как перо, и по-настоящему артистичным. В интерпретации Алтынай Асылмуратовой даже эпизоды, воспринимаемые порой как «вставные номера», стали частями единого драматургического узора, дополняя главное повествование оттенками и полутонами.
Так столичная Аврора пробудилась точно не от сказочного поцелуя, а от любви всей творческой команды к великому искусству классического балета. Спектакль, в котором канон вдохновляет, — лучшее доказательство того, что настоящее возрождение всегда
начинается с внутреннего уважения к форме, к стилю и к зрителю.

К слову, в зале в дни премьеры оказалось много иностранных гостей, в том числе на постановку специально приехала посмотреть творческая интеллигенция из Санкт- Петербурга, которая знает культуру Кировского балета изнутри.

— «Астана Опера» — замечательный театр. Нам кажется, что Алтынай Асылмуратова принесла сюда кусочек Ленинграда, то, к чему привыкли с детства, мы за это ей очень благодарны, потому что даже не ожидали увидеть такого академизма, такой интеллигентности, такой внимательности к деталям и уважения к зрителю — то, чем славился наш Кировский, а теперь Мариинский театр. Этот спектакль мы знаем наизусть: в предыдущих постановках казалось, что некоторые сцены, к примеру, сцена охоты
затянуты, в ее редакции спектакль смотрится на одном дыхании. Он сделан с большим уважением к старой постановке, но более приближен к пониманию современного зрителя. Еще одна ее находка это музыкальный антракт, когда поднимается скрипачка и
исполняет совершенно виртуозную, фантастическую музыку. В эти моменты просыпается душа, и это не смотрится как антракт, а как отдельный глубокий номер, который можно назвать «Разговор со зрителем посредством музыки». Оркестр звучал великолепно, группа в прекрасном состоянии, замечательные солисты, массовые сцены исполнялись синхронно, для первого спектакля кордебалет это делал просто фантастически. Понравились волшебные руки артистов, ну и драматизм феи Карабос, это драматическая роль, и в оба дня они проявили себя как настоящие артисты. В целом, у Алтынай Асылмуратовой получилась серьезная работа, созданная с большим уважением к зрителю, — отметили Галина Сотникова и Ольга Малышева.

ПІКІР ЖАЗУ