Страсти, магия и барокко: премьера «Неистового Орландо» прошла в «Астана Опера»
Одним из ярких событий минувшей недели стала премьера оперы Антонио Вивальди «Неистовый Орландо», прошедшая 4 и 5 октября в «Астана Опера» при поддержке Министерства культуры и информации РК. Эта опера стала знаковым событием, объединяющим в себе классическую музыку барокко, уникальную режиссерскую концепцию, визуальные находки и мастерское исполнение казахстанских солистов.
А. Вивальди написал «Неистового Орландо» в 1724 году, вдохновленный одноименной эпической поэмой Лудовико Ариосто, которая на тот момент уже завоевала популярность как литературный шедевр. В новой опере композитор максимально использовал возможности музыки, чтобы подчеркнуть эмоциональную глубину героев и драматический накал событий.
Создание оперы происходило в Венеции, где Вивальди тогда работал в театре Sant’Angelo. Вопреки общей традиции, которая предполагала сильную ориентацию на вокальные украшения и эффектные арии, Вивальди сосредоточился на развитии характеров героев и симфоническом сопровождении. Музыка Вивальди отличается сложностью гармонических решений, контрастами тембров и ритмов, которые особенно подчеркивают безумие главного героя — Орландо, потерявшего рассудок из-за неразделенной любви к Анжелике.
Театр обратился к этой опере, так как она никогда не шла в Казахстане и А. Вивальди знают в нашей стране в основном как автора «Времен года». Изначально опера была написана для кастратов, как это было принято в те времена, однако в современной интерпретации этого произведения на сцене «Астана Опера» партии были адаптированы под нынешних исполнителей. Орландо представили Расул Жармагамбетов и Султан Бакытжан, которые сумели передать всю палитру эмоций, заложенную Вивальди. Это один из самых сложных персонажей оперы, так как требует не только чистого вокала, но и глубокой психологической проработки. Р. Жармагамбетов и С. Бакытжан с честью справились с этой задачей, передавая безумие героя.
Альчина в исполнении Татьяны Вицинской и Салтанат Муратбековой стала настоящей центральной фигурой спектакля, как и было задумано постановочной группой. Их героиня — коварная чародейка, исследовательница человеческой души, магистр алхимии, играющая с судьбами героев как с ингредиентами в своем флакончике. Сцены, происходящие в ее лаборатории, были насыщены визуальными символами: колбы, забальзамированные сердца — все это создавало ауру таинственности и предвещало трагический исход для тех, кто осмелится противостоять ей. Артистки мастерски передали трагическую силу своей героини, чьи действия управлялись жаждой власти и глубоким желанием оставаться бессмертной.
Постановку украсило участие именитой казахстанской солистки Заслуженного деятеля Казахстана Салтанат Ахметовой, исполнившей партию Брадаманте. Ведущая солистка театра продемонстрировала виртуозное владение вокальной техникой, глубокое понимание драматургии своей героини, заставляя зрителей прочувствовать ее борьбу за любимого Руджеро. Лейла Аламанова, вышедшая к зрителю в этой партии во второй день, показала образ мужественной и преданной возлюбленной. Асем Сембина и Кавалер ордена «Курмет» Айзада Капонова также впечатлили своим исполнением партии Анжелики, добавив постановке яркой вокальной насыщенности. Не менее важной была партия Медора в исполнении Артура Габдиева и Алихана Зейноллы. Их дуэты с Анжеликой стали эмоциональной кульминацией спектакля, передавая подлинную страсть, что делало их взаимодействие на сцене особенно захватывающим. Нарул Тойкенов и Батыржан Смаков (Руджеро) демонстрировали неуемную энергию и героизм, подчеркнув воинский дух оперы. Алтынбек Абильда и Ермек Касым исполнили партию Астольфо, они показали вокальную гибкость: музыкальная фразировка обоих исполнителей была точной, отчего оба удачно вписались в общее звучание.
Дирижер-постановщик Заслуженный деятель Казахстана маэстро Абзал Мухитдин, стоявший во главе камерного оркестра, подчеркнул контрасты в музыке Вивальди — от динамичных бурь страстей до тихих, лирических моментов. Под его руководством оркестр блестяще передал все эмоциональные нюансы оперы.
Однако не только вокальные партии заслужили восхищения, к слову, благодаря и большой работе, проделанной с солистами режиссером-постановщиком Аллой Симонишвили, известной не только как режиссер, но и как вокальный коуч. Сценическая интерпретация оперы автором новой музыкальной концепции получилась неким переплетением с тонким чувством исторического контекста и музыки барокко, в ней органично сочетались традиции и новаторство. Несмотря на то, что сцена Камерного зала весьма компактна для такой масштабной оперы, режиссер умело продумала мизансцены, отчего каждый уголок пространства жил своей жизнью. Декорации и костюмы известного сценографа Мананы Гуниа идеально воссоздали атмосферу давно ушедшей эпохи, впечатлило огромное количество оплывших свечей, канделябров: все то, что создало атмосферу оккультности. Военные костюмы передавали дух героизма, роскошные платья с вышивками, украшенные камнями, костюмы фантазийных героев подчеркивали нетривиальный взгляд художника на популярную мировую классику.
Магия световых эффектов, созданная Сергеем Кулаком, усиливала впечатление, будто действие происходит внутри гигантской колбы, где герои становятся объектами эксперимента. Переходы света от алых к огненным красным подчеркивали, как усиливаются страсти героев, пока, наконец, вся сцена не погружается в мрачное сияние разрушенного мира Альчины.
Премьера в Астане показала, что, несмотря на прошедшие века, сила и актуальность этой оперы сохраняются, благодаря тому, что постановщики утверждают идею мира и любви во всем мире. Эта работа в очередной раз подтвердила, что проект «Астана Опера» театр «Piccolo», реализованный пять лет назад, продолжает радовать зрителей новыми постановками и развиваться как уникальная платформа для камерных спектаклей.